В педиатрии пропагандировали физические упражнения и массаж русские врачи XVIII века С.Г.Забелин и Н. М. Амбодик.
В последующее столетие и в настоящее время выдающиеся российские педиатры, специалисты по лечебной физкультуре и массажу подтвердили и научно обосновали целесообразность и необходимость применения массажа и физических упражнений для детей всех возрастов, начиная с младенческого, как средства укрепления здоровья, а также как эффективного метода лечения и реабилитации при различных заболеваниях (Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур, М.С.Маслов, Ю.Ф.Домбровская, А.В.Чоговадзе, С.В.Хрущев, Е.И.Янкелевич, В.Л.СтракоВская, И.Ф.Назарова, Б.А.Паляев, С. Д. Поляков).
Детей, нуждающихся в массаже и лечебной физкультуре, становится с каждым годом все больше. Известна такая печальная статистика: 10 % всех детей страдают заболеваниями органов пищеварения, 5 % новорожденных являются недоношенными, 0,5% младенцев страдают гипотрофией, 4% — анемией. И процент больных детей к моменту окончания школы значительно увеличивается.
Влияние массажа на детский организм
Лечебная физкультура и массаж оказывают разностороннее влияние на детский организм. Механизм воздействия — такой же, как у взрослых.
У ребенка, особенно грудного возраста и в первые годы жизни, поверхность кожи по отношению к массе тела значительно больше, чем у взрослых. Поэтому во время массажа в ЦНС направляется большой поток импульсов. Психологи, педагоги обратили внимание на то, что первые речевые реакции у ребенка возникают при поглаживании ног и живота.
Массаж и физические упражнения благоприятно влияют на физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста, способствуют своевременному возникновению двигательных навыков и их последовательному совершенствованию. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж и физические упражнения помогают предупредить заболевания.
Общие показания и противопоказания к применению массажа для детей
Массаж для детей всех возрастов — эффективный метод лечения многих заболеваний, а для детей грудного возраста в сочетании с физическими упражнениями и закаливанием — неотъемлемая часть их физического воспитания.
Массаж способствует правильному физическому развитию детского организма, улучшению тургора кожи; нормализации функции желудочно-кишечного тракта; при слабости мышц брюшного пресса, метеоризме содействует освобождению кишечника от газов; благоприятно влияет на психоэмоциональную сферу ребенка, у возбудимых, нервных детей нормализует поведение, сон.
Особенно необходим массаж детям с плохим аппетитом, малоподвижным, недоношенным, находящимся на искусственном вскармливании, с ослабленными мышцами, детям, имеющим какие-либо отклонения в состоянии здоровья или физическом развитии, а также ослабленным после перенесенных заболеваний.
П о к а з а н и я к массажу детям при болезнях:
в раннем возрасте — рахит, гипотрофия, врожденная гидроцефалия (повышенное внутричерепное давление), пупочная грыжа, пневмония, невротические реакции; преимущественно в старшем возрасте — ревматизм (в межприступном периоде), пороки сердца, пневмония, бронхиальная астма, бронхит, болезни обмена веществ (ожирение, сахарный диабет легкой и средней тяжести), после перенесенных инфекционных заболеваний, заболевания суставов;
в хирургии и травматологии — после операций при бронхо-эктатической болезни, воронкообразной грудной клетке, аппендэктомии, грыжесечении, после переломов костей конечностей, таза, позвоночника, при повреждениях менисков и связочного аппарата коленного сустава;
гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы рахита, гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
различные формы геморрагического диатеза;
острый нефрит;
острый гепатит;
обширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению.
Наш многолетний опыт убедил в возможности появления отрицательных результатов, ухудшения состояния здоровья при проведении массажа только на основе знания, даже отличного, техники массажа, но без учета клинических особенностей заболевания, возраста ребенка, при применении приемов, противопоказанных при данном заболевании.
Следует помнить, что плохая переносимость массажа возможна в случаях, когда его применяют методически неправильно, при передозировке, особенно в грудном и раннем детском возрасте, при неправильном сочетании с другими процедурами.
Если ребенок плачет во время массажа, следует установить причину отрицательной реакции и устранить ее.
Нельзя массировать плачущего ребенка
Причинами отрицательного отношения грудного ребенка к процедуре помимо вышеуказанных могут быть холодные руки массажиста, чувство голода (непосредственно перед очередным кормлением), боли в животе, вызванные метеоризмом, недомогание при начинающемся заболевании, интенсивные приемы, вызывающие болевые ощущения.
Правила проведения массажа
Техника, приемы выполнения массажа детям — такие же, как и взрослым, однако методика более щадящая, так как кожа у детей нежная, они легко возбудимы.
Массаж не должен вызывать или усиливатьболевые ощущения
Особенность массажа для детей грудного и младшего дошкольного возраста — обязательное сочетание его (в каждой процедуре) с физическими упражнениями.
Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +20 °С, грудным детям — не ниже +22 °С. После массажа детей раннего возраста следует одеть в теплое белье и ребенок должен отдохнуть.
Массаж проводят через 1-1,5 ч после кормления или между кормлениями.
Нельзя массировать детей перед сном
Длительность процедуры — от 5-8 до 30 мин (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс лечения назначают 10-15 процедур; при детском церебральном параличе, вялых парезах, сколиозе, кифозе — до 20-25 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.
Перерыв между повторными курсами определяют индивидуально, но он должен быть не менее 10-15 дней.
Общий массаж детям грудного и младшего дошкольного возраста назначают в сочетании с физическими упражнениями через день, продолжительностью не более 30 мин.
При массаже детям, как правило, не следует пользоваться мазями, кремами. При жирной коже, повышенной потливости ребенка кожу его припудривают тальком; при сухой коже ребенка массажист смазывает свои руки глицерином, растительным маслом (для грудных детей — прокипяченным), детским кремом или припудривает кожу ребенка тальком.
Массаж эффективен при максимальном расслаблении мышц у ребенка.
Дозировка массажных приемов и интенсивность их выполнения должны нарастать постепенно.
Массаж груди, живота, спины, конечностей для усиления лимфо- и кровообращения, улучшения венозного оттока проводят по ходу лимфатических и кровеносных сосудов в направлении тока крови и лимфы:
на руках движения направляют от пальцев до подмышечной впадины;
на ногах — от пальцев до паховой области;
на груди — от грудины в обе стороны до подмышечной впадины;
в верхней и средней частях спины — от позвоночника до подмышечной впадины;
в пояснично-крестцовой области — в направлении к паховой области;
на шее, голове — вниз к подключичной области;
на животе движения направляют по часовой стрелке вокруг пупка и далее, расширяя, до боковой поверхности тела.
Нельзя массировать подмышечную впадину, паховую область, пупок, соски, деловые органы, внутреннюю поверхность бедер — во избежание проявления сексуальных рефлексов; у грудных детей — также и область печени и суставы
Современной основой массажа служит клинико-физиологический подход при выборе методики с учетом причины заболевания, особенностей течения патологического процесса, функционального состояния нервной системы, возраста ребенка, знания действия приемов. Поэтому методика массажа при каждом заболевании имеет специфические особенности.
Так, например, при спастических параличах у детей, страдающих детским церебральным параличом, массажные приемы для спастических мышц должны носить преимущественно характер легких поглаживаний, растираний, вибрации. Для мышц-антагонистов можно применять все приемы, кроме глубокого разминания, и нужно стремиться не усиливать спастические проявления, достигать расслабления.
При вялых парезах, параличах (например, при полиомиелите) массаж должен быть более энергичным и продолжительным, с применением всех приемов.
Массаж и гимнастика для детей грудного возраста
Движения у детей грудного возраста формируются на основе безусловных (врожденных) рефлексов, которые по мере образования условных двигательных рефлексов угасают. Грудной возраст— это возраст от 1 мес. до 1 года. До 1 мес. у новорожденных пульс — 120-140 уд./мин, к концу года—110-120.
В целях укрепления и совершенствования физического и психического состояния ребенка целесообразно применять массаж и физические упражнения.
Для детей до 1 года применяют массаж, упражнения рефлекторные, пассивные и активные упражнения.
Рефлекторные (неосознанные) движения возникают у ребенка до 3-4 мес. в ответ на раздражение, и это используют для рефлекторных упражнений.
Целесообразно назначать массаж с 2-3-недельного возраста и до 1,5 мес. применять только легкое поглаживание рук, ног, груди, живота, спины.
Продолжительность массажа — 5-7 мин.
При проведении массажа выделяют пять возрастных групп:
I — дети в возрасте от 1,5 до 3 мес. II — от 3 до 4 мес. III — от 4 до 6 мес. IV — от 6 до 9 мес. V — от 9 до 12 мес.
Во время занятий ребенка обнажают, для этого температура воздуха в помещении должна быть не ниже +22 °С. Занятия со здоровыми детьми могут проводить ежедневно родители, пользуясь пособиями по массажу. С больными детьми занятия проводит массажист по показаниям, 2-3 раза в день с интервалом 30-40 мин, за час до кормления или спустя час после кормления и обучает этому родителей. Общая продолжительность занятия — от 6-8 до 10-15 мин.
Во время процедуры необходимо ласково разговаривать с малышом. Массаж следует проводить, включая только тяжесть кисти, легко и нежно.
Не разрешается массировать детям до 1 года область печени (правое подреберье), суставы. Особая осторожность необходима при массаже мест проекции почек, селезенки.
Занятия должны приносить ребенку радость, он должен воспринимать их как игру. Если ребенок во время занятий начинает плакать, следует уменьшить дозировку, успокоить его, показать яркие игрушки.
Использование рефлекторных упражнений до 3-4 мес. помогает развивать двигательные навыки. Применяют рефлекторные упражнения только тогда, когда эти рефлексы у ребенка есть. Рефлекс ползания возникает при положении на животе и усиливается, если к подошвам приставить ладонь, от которой ребенок отталкивается ногами. Хватательный рефлекс проявляется при надавливании на ладони; ребенок в ответ так сильно обхватывает пальцы взрослого, проводящего занятия, что можно поднять малыша вверх. При проведении с легким нажатием пальцем по околопозвоночной линии от таза к шее в, положении ребенка на боку возникает рефлекс разгибания туловища.
При массаже ребенку до 3-4 мес. применяют только поглаживание. Массаж сгибателей должен понижать тонус мышц, поэтому поглаживание проводят медленно и поверхностно. Массаж разгибателей направлен на повышение их тонуса, и прием поглаживания должен быть более энергичным и глубоким. На руке сгибатели расположены на ее внутренней поверхности, на ноге — на задней поверхности.
При проведении массажа следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. До полного исчезновения повышенного тонуса используют только рефлекторные и пассивные упражнения. С 4-месячного возраста массаж и пассивные движения можно дополнять активными упражнениями при ползании. При массаже можно применять растирание, разминание, похлопывание. В возрасте 5 мес. ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но из-за слабости мышц спины позвоночник сгибается; при поддержке под мышки он может стоять прямо, удерживать полминуты игрушки в руках. Полугодовалый малыш поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки-, пытается ползать, хватает игрушки одной рукой. В 7 мес. ребенок может подниматься на четвереньки, на колени, ползать, сидеть с поддержкой под мышки, переступать. В 8 мес. он садится и из этого положения ложится, встает с посторонней помощью, пытается ходить. В 9 мес. малыш пытается стоять без опоры и, при поддержке, ходить за стулом, может из положения стоя садиться. В этом возрасте ребенок начинает понимать речь, и ему уже следует давать указания: «Возьми». «Сядь». Надо поощрять ползание, а не сидение и стояние.
Примерные комплексы массажа и физических упражнений для детей в возрасте от 1,5 мес. до 1 года
Комплекс 1для детей I возрастной группы — от 1,5 до 3 мес.
В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и выявляются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и др.).
1. Массаж рук. ИП — на боку, ногами к краю стола. Поглаживание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу (рис. 6) (6-8 раз).
Массаж рук. Поглаживание
2. Массаж живота. ИП — на спине. Поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота (рис. 7) (5-6 раз).
Массаж живота. Поглаживание
3. Массаж ног. ИП — на спине, ногами к краю стола. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ноги ребенка за стопы, производят ладонью.другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра (рис. 8) (4-6 раз).
Массаж ног. Поглаживание
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
4. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника (спинной рефлекс). ИП — на боку, ногами к краю стола. Разгибание вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу (рис. 9) (по 2-3 раза в положении на правом боку и на левом).
5. Массаж спины. Применяют ребенку с 2-месячного возраста. ИП — на животе, ногами к краю стола. Поглаживание: производят поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук (рис. 10, а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (рис. 10, б) (4-6 раз).
Массаж спины. Поглаживание: а — пальцами; б — тыльными поверхностями кистей
6. Рефлекторное упражнение — поднимание головы (рефлекс положения) (рис. 11). ИП — на животе, ногами к краю стола. Ребенка приподнимают над столом на правой ладони, вытянутые ноги его поддерживают левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад и разгибание спины (1-2 раза).
Рефлекторное упражнение — поднимание головы (рефлекс положения)
7. Массаж стоп (рис. 12). ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание и растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4-5 раз), а затем растирание (2-3 раза);
б) поглаживание стопы: поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз).
Массаж стоп
8. Рефлекторное упражнение— сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). ИП — на спине, ногами к краю стола. Одной рукой слегка приподнимают ноги ребенка, захватив их выше голеностопного сустава, и указательным пальцем другой руки слегка надавливают у корня пальцев на подошву ребенка, чем вызывают рефлекторное сгибание пальцев; затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги (рис. 13) (3-4 раза).
9. Рефлекторное упражнение — потанцовывание (ножной рефлекс). ИП — ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах (рис. 14) (4-6 раз).
Комплекс 2 для детей II возрастной группы — от 3 до 4 мес.
В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц — сгибателей и разгибателей верхних конечностей у что дает возможность ввести в комплекс пассивные движения для рук.
Ребенку старше 3 мес. при массаже кроме поглаживания и растирания вводят разминание.
1. Массаж рук. ИП — на боку, ногами к краю стола. Поглаживание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу (см. рис. 6) (6-8 раз).
2. Пассивное упражнение — скрещивание рук на груди. ИП —на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди (рис. 15, а). Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны (рис. 15, б) (4-6 раз).
Пассивное упражнение — скрещивание рук на груди: а — скрещивание рук; б — разведение их в стороны
3. Массаж живота. ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота (см. рис. 7) (5-6 раз);
б) растирание: производят основанием ладони одной руки (рис. 16) (2-3 раза).
Массаж живота. Растирание
Нельзя массировать область печени (правое подреберье)
4. Массаж ног. ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (см. рис. 8) (6-8 раз);
б) растирание: ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (рис. 17, а) (5-6 раз);
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
в) растирание голени: указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к колену (рис. 17, б) (4-6раз).
Массаж голени. Растирание: а — ладонью; б — пальцами
5. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево. ИП — на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой за согнутую в локте правую руку малыша, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой — согнутую в локте левую руку малыша (рис. 18) (1-2 раза в каждую сторону).
Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот
6. Массаж спины. ИП — на животе, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят пальцами рук (см. рис. 10, а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (см. рис. 10, б);
в) разминание: производят концами II-V пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) обеих рук в виде полукружных движений с умеренным нажимом (рис. 19, б) (4-6 раз).
Массаж спины: а — растирание; б — разминание полукружное
7. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника и ног. ИП — на животе, ногами к краю стола. Взрослый, подводя одну руку под живот, а другой удерживая за ноги, поднимает ребенка над столом. При этом происходит разгибание позвоночника и ног (рис. 20) (2-3 раза).
Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника и ног
8. Массаж стоп (см. рис. 12). ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание стоп: поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз);
б) растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят растирающие движения (2-3 раза);
в) вибрация: полусогнутыми пальцами руки похлопывают по стопе ребенка (4-6 раз).
9. Рефлекторное упражнение — отведение и приведение стоп. ИП — на спине, ногами к краю стола. Пальцем правой руки проводят с легким нажимом по краю и вокруг стопы ребенка, начиная от большого пальца (отведение) и вокруг всей стопы, затем начиная от мизинца и вокруг всей стопы (приведение) (2-4 раза).
10. Рефлекторное упражнение — потанцовывание (ножной рефлекс). ИП — ребенка поддерживают под мышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка ре-флекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах (см. рис. 14) (4-6 раз).
Общая продолжительность занятия — 6-8 мин.
Комплекс 3для детей III возрастной группы — от 4 до б мес.
В этом возрасте, между 4-м и 5-м месяцем, уже нормализуется тонус мышц нижних конечностей, и поэтому вводят пассивные упражнения для ног.
С укреплением шейных мышц к 4-месячному возрасту проявляются уже новые рефлексы (в исходном положении на спине — «парение»).
1. Массаж рук (см. рис. 6). ИП — на боку, ногами к краю стола:
а) поглаживание: поднимают одной рукой вверх руку ребенка, ладонью другой руки производят поглаживание от кисти к плечу (4-6 раз); .
б) растирание: производят так же, но слегка сдвигая кожу.
2. Пассивное упражнение — скрещивание рук. ИП — на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди (см. рис. 15, а). Вслед за этим производят разгибание рук ребенка с отведением их в стороны (см. рис. 15, б) (6-8 раз).
3. Массаж живота. ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота (см. рис. 7) (5-6 раз);
б) растирание косых и прямых мышц живота. Производят основанием ладони одной руки (см. рис. 16) (3-4 раза);
4. Рефлекторное упражнение — сгибание головы, позвоночника и ног в положении ребенка на спине — «парение» (рефлекс положения). ИП — на спине, ногами к краю стола. Взрослый, взяв ребенка под спину и ягодицы, приподнимает его на ладонях над столом и удерживает на весу. При этом происходит рефлекторное сгибание туловища, ног и наклон головы вперед (рис. 21) (1-2 раза).
Рефлекторное упражнение — сгибание головы, позвоночника и ног (рефлекс положения)
5. Массаж ног. ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4-5 раз), а затем растирание (2-3 раза);
б) поглаживание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (см. рис. 12) (4-6 раз);
в) поглаживание голени и бедра. Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (см. рис. 8) (6-8 раз);
г) растирание голени и бедра. Ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (см. рис. 17, а) (5-6 раз);
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
д) растирание голени: указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (см. рис. 17, б) (4-6 раз);
е) разминание голени: производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении от стопы к коленному суставу (рис. 22) (2-3 раза).
Массаж голени. Разминание
6. Пассивное упражнение — «топание». ИП — на снине, ногами к краю стола. Обхватывают ладонями голени ребенка, сгибают его ноги в тазобедренных и коленных суставах, после чего опускают попеременно стопы на стол (рис. 23) (8-12 раз).
Пассивное упражнение — «топание»
7. Пассивное упражнение — сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. ИП —на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах (рис. 24) (2-3 раза).
Пассивное упражнение — сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах
8. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево. ИП — на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за его прямые ноги, а левой — за его согнутую в локте правую руку путем поворота таза стимулируют поворот ребенка со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку (см. рис. 18) (1-2 раза в каждую сторону).
9. Массаж спины и ягодиц. ИП — на животе, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят двумя пальцами рук (см. рис. 10, а) . или тыльными поверхностями кистей обеих рук (см. рис. 10, б) (4-6 раз);
б) растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак (см. рис. 19, а) (4-6 раз);
в) разминание: производят концами II-V пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца), в виде полукружных (см. рис. 19, б), спиралевидных (рис. 25) движений с умеренным нажимом (4-6 раз);
10. Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника и ног — «парение» (рефлекс положения). ИП — на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони рук под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание тазобедренных суставов и позвоночника при отклонении головы назад (рис. 27) (1-2 раза).
11. Массаж грудной клетки (рис. 28). ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам (4-6 раз);
б) растирание: согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра (2-3 раза в каждом межреберье);
в) содействие углублению дыхания. Грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе (4-6 раз).
Массаж грудной клетки
12. Пассивное упражнение — попеременное сгибание и разгибание рук. ИП — на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую (рис.29) (6-8 раз).
Пассивное упражнение — попеременное сгибание и разгибание рук в локтевых и плечевых суставах
13. Пассивное упражнение — присаживание. ИП— на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть (рис. 30) (2-3 раза).
Пассивное упражнение — присаживание
14. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево. ИП — на спине, ногами к краю стола. При удержании ребенка правой рукой за выпрямленные ноги, а левой — за согнутую в локте правую руку ребенка, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить ноги ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку (см. рис. 18) (1-2 раза в каждую сторону).
15. Пассивное упражнение — сгибание и разгибание ног попеременно и вместе. ИП — на спине, ногами к краю стола. Обхватывают прямые ноги ребенка в нижних частях голеней и производят поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах — сначала медленно, потом ускоряя до бега (рис. 31, а) (6-8 раз).
Затем производят сгибание обеих ног и их разгибание (рис. 31, б) (4-6 раз).
Пассивное упражнение — сгибание и разгибание обеих ног: а — попеременное; б — одновременное
16. Пассивное упражнение — приподнимание ребенка на ноги. ИП — на животе, ногами к краю стола. Дав ребенку обхватить указательные пальцы взрослого, слегка отводят детские руки, согнутые в локтях, назад. Поддерживая ребенка под локти, побуждают его подняться — сначала на колени, потом на ноги (рис. 32) (2-Зраза).
Пассивное упражнение — приподнимание ребенка на ноги
17. Массаж стоп (см. рис. 12). ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание и растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4-5 раз), затем растирание (2-3 раза);
б) поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз), затем так же растирают (2-3 раза);
в) вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы (4-6 раз).
18. Активное упражнение — переступание. ИП — ребенка ставят лицом к взрослому. Поддерживая малыша обеими руками под мышки, побуждают его к переступанию, и он делает 3-6 шагов
Активное упражнение — переступание
Общая продолжительность занятия — 8-10 мин.
Комплекс 4 для детей IV возрастной группы — от 6 до 9 мес.
В этом возрасте нарастает развитие произвольных движений, и в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию.
1. Пассивное упражнение — поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах. ИП — на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками .большие пальцы взрослого. Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в-обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз (рис. 34) (4-6 раз).
Пассивное упражнение — поднимание прямых рук
2. Массаж живота. ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание (см. рис. 7) (5-6 раз);
б) растирание: производят основанием ладони одной руки (см. рис. 16) (2-3 раза).
Нельзя массировать область печени (правое подреберье)
3. Пассивное упражнение — поднимание прямых ног. ИП — на спине, ногами к краю стола. Обхватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени, приподнимают прямые ноги ребенка до вертикального положения и опускают их (см. рис. 24) (4-6 раз).
4. Массаж стоп (см. рис. 12). ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4-5 раз), затем растирание (2-3 раза);
б) поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание- стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз), затем так же растирают (2-3 раза);
в) вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы (4-6 раз).
5. Пассивное упражнение — круговые движения ног в тазобедренных суставах. ИП — на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый* поддерживает ноги за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (рис. 35) (4-6 раз).
Пассивное упражнение — круговые движения ног в тазобедренных суставах
6. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево. ИП — на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой —за согнутую в локте правую руку ребенка путем поворота таза стимулируют к повороту со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить стопы ребенка, а правой — его согнутую в локте левую руку (см. рис. 18) (1-2 раза в каждую сторону).
7. Пассивное упражнение — отведение плеч назад до сведения лопаток. ИП — на животе, ногами к краю стола. Малыш обхватывает указательные пальцы взрослого, при этом детские руки обращены ладонными поверхностями к его груди. Взрослый отводит руки малыша назад до сведения лопаток (см. рис. 32) (1-3 раза).
8. Пассивное упражнение — сгибание и разгибание ног. ИП — на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на столе. Сгибание и разгибание ног, не отрывая стопы от поверхности стола (см. рис. 31) (3-5 раз).
9. Активное упражнение (с помощью взрослого) — ползание. ИП — на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку. Взрослый фиксирует рукой стопы ребенка, ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку под грудь ребенка, сам продвигает его вперед (рис. 36) (4-6 раз).
Активное упражнение (с помощью взрослого)— ползание
Общая продолжительность занятия — 8-10 мин.
Комплекс 5для детей V возрастной группы — от 9 до 12 мес.
Этот возраст характеризуется значительным развитием активных координированных движений, подготовляющих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения даются из исходного положения стоя. Для стимулирования большей активности в этом возрасте применяют упражнения с предметами (кольца, палочки).
1. Общий массаж.
Массаж рук. ИП — на боку, ногами к краю стола. Поглаживание и растирание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание (3-4 раза), в направлении от кисти к плечу, затем растирание (см. рис. 6) (2-3 раза).
Массаж живота. ИП — на спине, ногами к краю стола: Поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание (см. рис. 7) (5-6 раз).
Растирание: производят основанием ладони одной руки (см. рис. 16) (2-3 раза).
Нельзя массировать область печени (правое подреберье)
Массаж ног. ИП — на спине, ногами к краю стола. Массаж пальцев. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы ребенка в отдельности и производят поглаживание (4-6 раз), а затем растирание (2-3 раза):
а) массаж стоп (см. рис. 12). Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз), после этого растирают (2-3 раза). Затем поглаживают, растирают и поколачивают подошвенную поверхность стоп. Каждый из приемов повторяют 2-3 раза;
б) массаж бедер и голеней. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по передней, наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (см. рис. 8) (4-6 раз).
Растирание: ладонью производят мелкие растирания по передней, наружной и задней сторонам голени и бедра (см. рис. 17) (2-3 раза).
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
Растирание голени кольцевидное: указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (см. рис. 17, б) (2-3 раза). Разминание голени производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении к коленному суставу (см. рис. 22) (2-3 раза).
Массаж грудной клетки (см. рис. 28). ИП— на спине, ногами к краю стола. Поглаживание: производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам (4-6 раз).
Растирание: согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра (2-3 раза в каждом межреберье). Для углубления дыхания грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Прием проводят в медленном темпе (4-6 раз).
Массаж спины и ягодиц. ИП — на животе, ногами к краю стола, йоглаживание: производят двумя пальцами рук (см. рис. 10, а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (см. рис. 10,б). (4-6 раз). Растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак (см. рис. 19) (4-6 раз).
Разминание: производят концами II-V пальцев в виде спиралевидных движений с умеренным нажимом (см. рис. 25) (2-3 раза). Вибрация: похлопывают ягодицы (см. рис. 26) (2-3 раза). 2. Активное упражнение — поднимание прямых ног. ИП — на спине, ногами к краю стола. На высоте прямых ног ребенка взрослый держит палочку и побуждает его словами «выше, выше» дотянуться до нее ногами (рис. 37) (2-3 раза).
Активное упражнение — поднимание прямых ног
3. Активное упражнение (с помощью взрослого) — вставание на ноги. Осуществляется из любого положения по просьбе взрослого. Взрослый слегка корригирует движения, помогая ребенку встать (1-2 раза).
4. Активное упражнение — наклон и выпрямление туловища в положении стоя. ИП— ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка кладут игрушку, удобную для захватывания. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Словами «возьми, возьми» ребенка побуждают наклониться и, взяв игрушку, снова выпрямиться (рис. 38) (2-3 раза).
Активное упражнение — наклон туловища
5. Активное упражнение — доставание игрушки. ИП — стоя спиной к взрослому. Взрослый одной рукой удерживает малыша за живот, а в другой держит игрушку на высоте вытянутых рук ребенка. Ребенок должен достать игрушку (рис. 39) (4-6 раз).
Активное упражнение — доставание игрушки
6. Активное упражнение (с помощью взрослого) — попеременное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. ИП — лежа, сидя, стоя лицом к взрослому. Ребенку дают обхватить небольшие кольца, которые держит взрослый, и производят сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. При сгибании одной руки разгибают другую (рис. 40) (5-6 раз каждой рукой).
Активное упражнение (с помощью взрослого) — попеременное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах в положении: а — лежа; б — сидя; в — стоя
7. Активное упражнение — приседание. ИП — стоя лицом к взрослому. Взрослый придерживает ребенка за обе согнутые в локтях руки и побуждает его к приседанию словами «присядь, присядь», , «стань маленьким» (рис. 41) (2-3 раза).
Активное упражнение — приседание
8. Активное упражнение — ходьба. Ребенок передвигает маленький стульчик, держась обеими руками за его спинку, и шагает за ним (1-2 мин).
Общая продолжительность занятия — 12-15 мин.
Физические упражнения для детей ясельного возраста (от 1 года до 3 лет)
В ясельном возрасте двигательные навыки развиваются относительно быстро.
В 1 год — 1 год 3 мес. появляются первые элементы автоматизации ходьбы: ребенок ходит, меняет направление (поворачивается, пятится), положение (приседает, наклоняется, выпрямляется).
В 1 год 3 мес. — 1 год 6 мес. появляются первые элементы усложненной ходьбы: ребенок перешагивает приставным шагом через предметы, лежащие на полу, — палочку, веревку.
В 1 год 6 мес. — 1 год 9 мес. ребенок продолжает осваивать усложненную ходьбу: ходит ~по скамейке высотой 15-20 см и шириной 15-20 см.
В 1 год 9 мес. — 2 года малыш перешагивает через ряд препятствий чередующимся шагом, самостоятельно поднимается на высоту 15-20 см и сходит вниз. В 2 года — 2 года 6 мес. появляются элементы прыжка, ребенок подпрыгивает, прыгает в длину, перепрыгивает через палочку, лежащую на полу.
.В 2 года 6 мес. — 3 года малыш переступает чередующимся шагом через препятствия высотой 10-15 см (кубики). Комплексы физических упражнений для зарядки, гимнастики, подвижных игр и игр с музыкальным сопровождением подбирают в соответствии с двигательными возможностями. Зарядку проводят ежедневно после сна с 2-летнего возраста (старшая ясельная группа), продолжительностью 3-5 мин. Дети выполняют свободно (как могут) несколько энергичных упражнений. Гимнастику проводят 2-3 раза в неделю через 40-60 мин после еды. Занимающийся помогает (руками) ребенку правильно выполнить упражнение. Занятие состоит из 8-10 упражнений для всех мышечных групп. Продолжительность занятий — 10-15 мин.
Простейший инвентарь, необходимый для проведения занятий в яслях
Три детские гимнастические скамьи длиной 1,5 м, состоящие из двух досок, верхней и нижней. Для детей в возрасте от 1 грда 2 мес. до 2 лет используют скамью высотой 15 см, ширина верхней доски — 20 см и нижней — 15 см. Для детей в возрасте от 2 до 3 лет используют две скамьи высотой по 25 см, ширина верхней доски — 20 см, нижней — у одной 15 см, а у другой — 10 см.
Две круглые палки длиной 1,5 м и диаметром 2 см.
Лесенка длиной 1,5 м с семью поперечными перекладинами, расстояние между которыми 18 см, диаметр перекладины — 2 см, ширина лесенки — 40 см.
Ребристая доска длиной 1,5 м.
Табурет для медицинской сестры высотой 32-35 см.
Палочка длиной 40 см и диаметром 1,5-2 см, 4-5 пар деревянных или целлулоидных колец диаметром 7-8 см.
Обручи деревянные или целлулоидные диаметром 45 см, 4-5 штук.
Мячи резиновые разных размеров, 15-20 штук.
С детьми до 1 года 2 мес. занятия гимнастикой проводят индивидуально, а с этого возраста до 1 года 6 мес. — с двумя детьми. С детьми старше 1,5 лет занятия проводят в группах по 4-6 человек. Летом занятия организуют на воздухе.
Не разрешается на занятиях спрыгивание с высоты, можно только применять подпрыгивание (подскоки)
Детям старшей ясельной группы объясняют и показывают, как надо делать упражнения и проводить игры.
Основные з а д а ч и гимнастики:
закрепление и совершенствование возможных в данном возрасте автоматизмов ходьбы и осанки, развитие равновесия;
воспитание координации движений, для чего применяют упражнения на перешагивание через ряд предметов, перепрыгивание, упражнения в ходьбе по скамьям разной высоты и ширины, игры с разными мячами, игры на горке с лесенкой и скатом;
воспитание способности согласовывать свои движения с движениями товарищей.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 2 до 3 лет
ИП — стоя друг за другом. Ходьба по нижней доске гимнастической скамьи (2 раза).
ИП — на спине на полу. Поднятие прямых ног до палки (взрослый держит палку на высоте, равной длине ног ребенка) (2-3 раза).
ИП — на спине на полу. Присаживание, держась за палку, которую держит взрослый (2-3 раза).
ИП — сидя верхом на гимнастической скамье друг за другом и держа перед собой в руках палку. Совершают наклоны туловища'вправо и влево — с одновременным отведением рук с палками в стороны («лодочка качается»). Взрослый стоит лицом к детям и дает указания: «Вправо», «Влево», «Прямо», одновременно показывая упражнение в зеркальном отражении (2-3 раза в каждую сторону).
ИП — на животе на полу, руки вытянуты вперед. Поднимание головы и груди (2-3 раза).
ИП — на животе. Подползание под веревочкой, натянутой на высоте 20 см от пола (2 раза).
ИП — стоя друг за другом. Перепрыгивание через палку, лежащую на полу (2-3 раза).
ИП — стоя, держась за палку, которую держит взрослый. Приседание и вставание на носки (2-3 раза).
ИП — стоя друг за другом. Ходьба по ребристой доске (1 мин).
Физические упражнения для детей дошкольного возраста (от 3 до б лет)
В дошкольном возрасте основную работу по физическому воспитанию детей выполняют воспитатели, и продолжают ее в домашних условиях родители.
Детей дошкольного возраста продолжают обучать усложненной ходьбе и бегу, сочетанию бега с преодолением, препятствий, формировать у них навыки прыжков в длину и высоту с разбега. Детей учат подбрасывать и ловить мяч одной рукой, метать мяч в цель на разном расстоянии, лазать различными способами по гимнастической стенке, сочетать дыхание с движениями, обучают плаванию, ходьбе на лыжах, элементам спортивных игр.
Необходимо развивать выносливость, ловкость; увеличивать силу разгибателей; способствовать развитию равновесия и координации движений; формировать навыки выполнения гимнастических, спортивно-прикладных упражнений и игр. И делать это нужно постепенно, с учетом анатомо-фи-зиологических особенностей организма, присущих возрасту.
В детских садах проводят групповые занятия физкультурой, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, экскурсии за пределы территории детского сада, физкультурные праздники. Групповые занятия физкультурой, а это основная форма физического воспитания, проводят 3 раза в неделю по 25-35 мин. Занятие строится так же, как в лечебной гимнастике, и состоит из трех разделов: вводного (подготовительного), основного и заключительного. В основной части разучивают новые упражнения, бег, прыжки, метание, лазанье, упражнения на равновесие, координацию, подвижные игры, игры-эстафеты, элементы спортивных игр. В подготовительном и заключительном разделах необходимо формировать полное дыхание и правильную осанку. Широко используют подвижные игры, планируя их на весь год и на ближайшую неделю. Игры проводят со всей группой.
За год каждая возрастная группа осваивает 10-15 новых игр. Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому следует создавать условия для ее осуществления на площадках с гимнастическим инвентарем, игрушками.
В подвижных играх используют по команде элементарные упражнения. Игры под музыку развивают слух, чувство ритма, внимание.
Закаливание
Массаж и физические упражнения следует сочетать с закаливанием.
По методике Е. И. Янкелевич (1985) воздушные ванны применяют с 1,5-2-месячного возраста при температуре воздуха не ниже +20 °С.
Раздетого ребенка на 2-3 мин кладут в кроватку или на стол. Воздушные ванны вначале проводят 2-3 раза в день по 1-2 мин и число их и продолжительность постепенно увеличивают до 4 раз в день по 10-15 мин. Во время воздушной ванны ребенка следует несколько раз поворачивать со спины на живот и обратно.
Нельзя допускать переохлаждения ребенка
С 3-месячного возраста летом при температуре не ниже +20 °С воздушные ванны можно проводить на открытом воздухе, в тени, в защищенном от ветра месте. Начинать следует с 3-5 мин и постепенно доводить продолжительность до 20-30 мин.
В грудном возрасте рекомендуется сон на открытом воздухе круглый год.
С 7-8-месячного возраста можно применять влажные обтирания, начиная с температуры воды 32-33 °С и постепенно снижая ее до комнатной.
Массаж и лечебная гимнастика лри некоторых детских болезнях
Массаж и лечебная гимнастика при рахите
Рахитом чаще всего болеют дети в возрасте до 3 лет. При этом заболевании значительно нарушается обмен веществ. В этиологии рахита ведущую роль играет полигиповитаминоз, с преимущественным недостатком витамина D. Дефицит витамина D приводит к различным нарушениям фосфорно-кальциевого, углеводного, белкового и минерального обмена. Клинически рахит проявляется беспокойством, нарушением сна, плохим аппетитом, потливостью головки; мышцы становятся дряблыми, кости — мягкими, грудная клетка деформируется («куриная грудь»), что приводит к нарушению функции дыхания, могут искривиться ноги, позвоночник и образоваться горб. Лечебная физкультура применяется как обязательный элемент комплексного лечения, включающего диетическое питание, необходимые дозы витамина D, физиотерапию.
П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению массажа и лечебной гимнастики:
спазмофилия, острый период присоединившихся заболеваний, тяжелая форма рахита, сопровождающаяся ломкостью костей и болью в них, нарастающий токсикоз. Массаж и гимнастика благоприятно влияют на функциональное состояние ЦНС, приостанавливают развитие деформации костной системы. Особенно велика роль массажа, который, активизируя обменные процессы в коже, способствует большему накоплению в ней витамина D.
Известно, что образование витамина D происходит в коже, поэтому при рахите целесообразно назначать детям общий массаж в лкйюм возрасте.
Массаж и лечебную гимнастику при рахите проводят только в положении ребенка лежа и используют в соответствии с возрастом наиболее простые рефлекторные, пассивные и активные упражнения, повторяя каждое упражнение 3-6 раз. Проводят массаж и лечебную гимнастику осторожно, так как кости при этом заболевании подвержены переломам. Необходимо избегать упражнений, которые могут способствовать искривлению костей или растяжению связочного аппарата. Применяют все приемы массажа и избирательно воздействуют на мышцы живота, спины, разгибатели ног. Продолжительность массажа совместно с гимнастикой — от 10-12 мин в начале заболевания до 20-30 мин в период реконвалесценции.
Массаж при рахите
1. Массаж ног. ИП — на спине, ногами к краю стола (см. рис. 8).
Массаж пальцев ног. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы ребенка в отдельности и производят поглаживание (4-6 раз), затем растирание (2-3 раза).
Массаж-стоп. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз), после этого растирают (см. рис. 12) (2-3 раза).
Затем поглаживают, растирают и поколачивают подошвенную поверхность стоп. Каждый из приемов повторяют 2-3 раза. Массаж бедер и голеней. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по передней, наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (см. рис. 8) (4-6 раз):
а) растирание. Ладонью производят мелкие растирания по передней, боковой и задней сторонам голени и бедра (см. рис. 17, а) (2-3 раза);
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
б) растирание голени кольцевидное. Указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении к коленному суставу (см. рис. 17, б) (2-3 раза);
в) разминание голени производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев рук одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении к коленному суставу (см. рис. 22) (2-3 раза).
2. Массаж рук. ИП — на боку, ногами к краю стола. Поглаживание и растирание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание в направлении от кисти к плечу (3-4 раза), затем растирание (см. рис. 6) (2-3 раза).
3. Массаж живота. ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание (см. рис. 7) (5-6 раз);
б) растирание: производят основанием ладони одной руки (см. рис. 16) (2-3 раза).
Нельзя массировать область печени (правое подреберье)
а) поглаживание: производят ладонями обеих рук по -обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам (4-6 раз);
б) растирание: согнутыми двумя (II и III) или тремя (II, III и IV) пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра (2-3 раза в каждом межреберье).
Для углубления дыхания грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную к летку. Прием проводят в медленном темпе (4-6 раз).
5. Массаж спины и ягодиц. ИП — на животе, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят двумя пальцами рук — указательным и средним (см. рис. 10, а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (см. рис.10, б) (4-6 раз);
б) растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак (см. рис. 19, а) (4-6 раз);
в) разминание: производят концами II-V пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом (см. рис. 19, б и 25) (2-3 раза);
г) вибрация: похлопывают ягодицы (см. рис. 26) (2-3 раза).
Примерный комплекс физических упражнений при рахите
Пассивное упражнение — отведение плеч назад и сведение лопаток. ИП — на животе, ногами к краю стола. Взрослый поддерживает ребенка за руки, согнутые в локтевых суставах, и отводит руки малыша назад до сведения лопаток (см. рис. 32) (2-3 раза).
Пассивное упражнение — сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. ИП — на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка, сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах (см. рис. 24) (2-3 раза).
Пассивное упражнение — попеременное сгибание и разгибание рук. ИП — на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую (см. рис. 22) (6-8 раз).
Активное упражнение (с помощью взрослого) — ползание. ИП — на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку. Взрослый фиксирует рукой стопы ребенка, ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою руку под грудь ребенка, сам продвигает его вперед (см. рис. 36) (4-6 раз).
Пассивное упражнение — скрещивание рук на груди. ИП — на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди (см. рис. 17, а). Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны (см. рис. 17, б) (4-6 раз).
Рефлекторное упражнение — разгибание позвоночника и ног — «парение» (рефлекс положения). ИП — на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит ладони под живот или грудь ребенка и приподнимает его над столом. Происходит рефлекторное разгибание позвоночника и тазобедренных суставов при отклонении головы назад (см. рис. 27) (1-2 раза).
Активное упражнение (с помощью взрослого) — вставание на ноги. ИП — на спине, ногами к краю стола. Придерживая руки ребенка выше кисти, отводят его прямые руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждают ребенка сесть, затем встать на ноги (см. рис. 30) (1-2 раза).
Активное упражнение (с помощью взрослого) — поднимание игрушки. ИП — ребенок стоит, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка кладут игрушку, удобную для захватывания. Взрослый фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Словами «возьми, возьми» побуждают ребенка наклониться и взять игрушку (см. рис. 38) (2-3 раза).
Пассивное упражнение — круговые движения ног в тазобедренных суставах. ИП — на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает ноги за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (см. рис. 35) (4-6 раз).
Активное упражнение — поднимание прямых ног. ИП — на спине, ноги к краю стола. На высоте прямых ног ребенка взрослый держит палочку и побуждает его словами «выше, выше» дотянуться до нее ногами (см. рис. 37) (2-3 раза).
Массаж и лечебная гимнастика при гипотрофии
Гипотрофия — это истощение организма, вызываемое расстройством питания в результате нарушения функций желудочно-кишечного тракта, гигиенического и двигательного режима, перенесенной инфекции. Это заболевание чаще возникает в раннем детском возрасте.
Проявляется гипотрофия уменьшением подкожно-жирового слоя, замедлением или отсутствием прибавки веса, Дряблостью мышц, замедлением роста, бледностью и сухостью кожи. Ребенок становится заторможенным и вялым.
При гипотрофии в первые полгода жизни ребенка применяют массаж, во вторые полгода дополняют массаж пассивными движениями. Во время массажа обнажают только массируемую область, остальное тело должно быть закрыто, так как при этом заболевании нарушена теплорегуляция. Применяют легкое поглаживание, легкое растирание.
Общая продолжительность массажа и гимнастики — 5-7 мин, и по мере прибавки массы тела ребенка ее постепенно увеличивают.
Массаж и примерный комплекс физических упражнений при гипотрофии средней тяжести для детей 9-12 мес.
1. Массаж рук. ИП — на боку, ногами к краю стола. Левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу 6-8 раз, затем легкое растирание (см. рис. 6) (2-3 раза).
2. Пассивное упражнение — скрещивание рук на груди. ИП — на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди (см. рис. 15, а). Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны (см. рис. 15, б) (2-3 раза).
3. Массаж ног. ИП — на спине, ногами к краю стола (см. рис. 8).
Массаж пальцев ног. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы ребенка в отдельности и производят поглаживание, а затем растирание (4-6 раз).
Массаж стоп (см. рис. 12). Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (3-4 раза). Затем поглаживают, растирают подошвенную поверхность стоп. Каждый из приемов повторяют 2-3 раза. Массаж бедер и голени:
а) поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу (см. рис. 8) (3-4 раза);
б) растирание: ладонью производят мелкие растирания по наружной и задней сторонами голени и бедра (см. рис. 17, а) (2-3 раза).
Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра
4. Рефлекторное упражнение — поворот со спины на живот вправо и влево. ИП — на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой — за согнутую в локте правую руку малыша путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой — согнутую в локте левую руку (см. рис. 18) (1-2 раза в каждую сторону).
5. Массаж спины. ИП — на животе, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят двумя пальцами рук (см. рис. 10, а) или тыльными поверхностями кистей обеих рук (см. рис. 10, б) (2-3 раза);
б) растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак (см. рис. 19) (2-3 раза).
6. Массаж живота. ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание (см. рис. 7) (2-3 раза);
б) растирание: производят основанием ладони одной руки (см. рис. 16) (2-3 раза).
Нельзя массировать область печени (правое подреберье)
7. Пассивное упражнение — сгибание и разгибание рук. ИП — на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание и разгибание рук малыша в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибают другую (см. рис. 29) (2-3 раза).
8. Пассивное упражнение — сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. ИП — на спине, ногами к краю стола. Обхватывают одновременно обе прямые ноги ребенка и сгибают и разгибают их в тазобедренных суставах (см. рис. 24) (2-3 раза).
9. Массаж грудной клетки (см. рис. 28). ИП — на спине, ногами к краю стола:
а) поглаживание: производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам (2-3 раза);
б) растирание: согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра (2-3 раза в каждом межреберье).
Массаж и лечебная гимнастика при детских церебральных параличах
Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, которое проявляется спастическим парезом или параличом центрального происхождения. Возникает заболевание под влиянием различных внутриутробных, родовых и послеродовых причин, в числе которых аномалии развития, инфекции, травмы, кровоизлияния. Изучение причин, вызывающих этот тяжелый недуг, и поиск методов лечения продолжают оставаться одной из актуальных проблем современной медицины.
Клинические основные симптомы спастического пареза, паралича — это изменения тонуса мышц, спазм мышц, повышение сухожильных рефлексов, появление патологических рефлексов, снижение силы мышц, проявление содружественных движений и гиперкинеза. Развиваются контрактура и деформации конечностей; могут быть расстройства координации движений.
Парезы могут распространяться на все конечности (тетрапарез), на конечности одной стороны тела (гемипарез), на две руки или ноги (парапарез) и на одну конечность (монопарез).
Массаж и лечебная гимнастика — обязательные факторы лечения, в процессе которого используют всевозможные воздействия:
лечение положением;
упражнения на расслабление;
самые различные приемы стимуляции мышц — штрихование по ходу движения, точечный массаж, пощипывание;
восстановление элементарных движений;
упражнения для выработки правильной позы;
воспитание целостных двигательных актов.
Лечебную гимнастику начинают с массажа. Для спастических мышц применяют только легкие приемы поглаживания, растирания, вибрации, для мышц-антагонистов — все приемы, исключая глубокое разминание.
Пассивные упражнения проводят медленно, с полной амплитудой движения для растяжения спастических мышц. Активные упражнения вначале проводят с посторонней помощью, в дальнейшем — без нее. По мере роста ребенка, в зависимости от возрастных изменений, применяют упражнения с предметами, игрушками, на гимнастической стенке, физические упражнения в воде и плавание, игры.
Лечебную гимнастику применяют постоянно, массаж — курсами по 20-25 процедур, с перерывом не менее 10 дней, несколько раз в год.
Заключение
Больным детям массаж назначает врач, и проводить его должен квалифицированный специалист.
Клинические наблюдения показали, что эффективны методики ЛФК и массажа, дифференцированные с учетом возраста ребенка, причины, сущности заболевания или травмы, особенностей их течения, состояния нервной системы, а также специфики действия каждого из приемов массажа. Поэтому массаж одной и той же области тела при разных заболеваниях различен и методики его строятся с учетом вышеуказанных положений.
Правильная дифференцированная методика физических упражнений и массажа оказывает благоприятное влияние на организм, повышает эффективность лечения, способствуя при ряде заболеваний выздоровлению, при тяжелых заболеваниях отдаляет наступление инвалидности.
Неправильная методика их применения или назначения в такой фазе заболевания, при которой они противопоказаны, может вызвать обострение патологического процесса. Поэтому, применяя массаж, необходимо знать не только показания, но и противопоказания к его назначению, чтобы не причинить вред больному ребенку.
Знание диагноза, поставленного в лечебном учреждении, обязательно. Применение массажа только на основании жалоб ребенка недопустимо.
Следует подчеркнуть, что после первого курса массажа, проведенного опытным специалистом, повторные курсы, при их необходимости, могут проводить родители, внимательно наблюдающие за массажистом и обученные им.